Восточные боевые искусства
АЙКИДО
История айкидо сложна и полна темных пятен. Корни этого боевого
искусства уходят к самому древнему периоду истории Японии, когда
существовали различные школы борьбы, которые на протяжении веков
взаимно дополняли одна другую и всегда были связаны с определенной
философской концепцией.
Самая древняя известная нам подобная школа существовала еще в девятом
веке. Называлась она Дайто Айкидзицу и в отличие от джиу-джитсу
в ней обучались самураи самого высокого ранга.
Тот вид борьбы, который сейчас известен как айкидо отшлифовывался
и совершенствовался на протяжении веков, а на современном этапе
он связан с именем такого выдающегося мастера как Морихей Уэсиба
(1883- 1969).
Поначалу Уэсиба занимался борьбой, но из-за очень ранних интенсивных
тренировок, которые подорвали его здоровье, он прекратил их на два
года. Позднее он возобновил занятия борьбой у учителя, который параллельно
преподавал и фехтование на мечах. В этой школе он понял, что техника
приемов фехтования имеет много общего с борьбой в рукопашную.
В 1910-м году Уэсиба уезжает на Хоккайдо, где через некоторое время
решает создать новую технику приемов, окончательную форму которой
он связывает с философской доктриной, пропагандирующей мир, добро
и любовь к ближнему.
Вообще-то для человека, далекого от восточных боевых искусств, как
правило, непонятно, каким образом этические начала соотносятся с
жесткостью и даже жестокостью многих приемов.
Мастера айкидо обычно поясняют это соотношение следующим примером:
в борьбе можно взять меч и снести им голову противнику, атакуя его
сзади или спереди — это все равно с точки зрения конечного результата.
Такой метод борьбы является неэтичным; он соответствует самому примитивному
уровню сознания человека — неспровоцированной агрессии в форме непосредственной
атаки.
Можно, однако, и не атаковать, а лишь спровоци-ровать противника
— оскорбить его словом или действием или подстрекать к борьбе. Конечно,
и это не этично. Защита здесь является лишь ширмой для очевидной
агрессии.
Можно вообще не быть агрессором, а лишь защищаться, но применяя
грубые средства — убить или ранить за то, что кто-то оплевал, оскорбил
словом, ударил. Можно даже применить средства, пропорциональные
опасности нападения: например, удар в глаза при защите от удара
ножом. Хотя это будет оправдано с точки зрения права, в философии
«выхода из борьбы с помощью техники» это высокой моральной оценке
не подлежит.
В конце концов, можно применить утонченное средство зашиты — обезвредить
нападающего и оставить его в недоумении. В этом собственно и состоит
сущность этики айкидо.
Но у этики айкидо есть и еще одна цель: будучи идеалом для, казалось
бы, морально совершенной системы — не делать ничего, а убедить противника,
что борьба не имеет смысла. Если он будет атаковать мечом, пусть
вонзит его в воздух так, что это покажется ему бессмысленным.
Пусть он колет пустоту, наносит удары, от которых только устанет,
пусть совершает захваты, которые ничего не захватывают. Пусть он
проникает сквозь защищающегося, как сквозь туман. И тогда он поймет,
что атака и агрессия не имеют смысла. Он уйдет побежденным, но по
сути обогащенным человечностью. Именно в этом и состоит идеал айкидо.
В философии айкидо также присутствуют следующие основополагающие
принципы:
Философия Центра. Это понятие относится к «центру» человеческого
тела, называемого по-японски тан-дэн, а по-китайски дан-тянь. Им
является точка, находящаяся несколько ниже пупка и приблизительно
соответствующая физическому центру тяжести тела человека.
Непрестанное стремление к психическому и физическому осознанию в
себе центра является каноном айкидо. С точки зрения стратегии и
тактики борьбы способность непроизвольной «централизации» тела должна
быть ключевой для всякой деятельности. «Кто контролирует тандэн,
тот контролирует все» — так гласит древняя восточная мудрость, и
это относится не только к искусству борьбы.
Принцип расслабления. Когда Акаяма открыл свойство, состоящее в
мягкости ветки вербы, он по сути открыл вещь более важную, чем сам
предполагал. По мнению айкидоистов, он открыл самый важный принцип
защиты, ее главный канон.
Уступать, когда противник толкает, следовать за ним, когда он тянет,
вращаться со скоростью его вращения — это, в принципе, означает
нейтрализацию его силы, приведение ее к нулю. Лишенная реакции объекта,
на который сила действует, она становится ничем, абстрактным понятием.
Воздух издевается над тайфуном, а пробка — над самой большой в мире
волной. Силу можно обратить в прах, в ничто, полностью поддаваясь
ее действию. Человек, реагирующий на действия противника, как тростник
на дующий ветер, может принять любую атаку, нейтрализовать ее и
через несколько мгновений обрести равновесие.
Концепция жизненной энергии - «ки».
По мнению Уэсиба, человек переполнен внутренней энергией большой
силы, которая, однако, рассеяна. Чтобы эту силу использовать, ее
следует собрать и направить в нужном направлении.
Задачей айкидоиста является концентрация «ки» и умение направлять
ее. Эта энергия течет свободно, поэтому и движения айкидоиста должны
быть плавными.
«Тоннелизация» силы противника.
Силе можно противостоять или уступить. Но для того, чтобы из уступок
извлечь пользу, следует установить правильное направление, определить
границы «тоннеля», в котором проходит сила.
Наиболее безопасно в таком случае стать «вращающимся шаром» — ведь
его центр недосягаем. «Вращайся в направлении действия силы, направляй
ее на периметр».
Концепция «вращающегося шара» является еще более универсальной,
чем известное «поддавшись, победить» или «гибкость побеждает твердость».
Кстати, этого же взгляда придерживаются и самые известные дзюдоисты.
Они утверждают, что разница между «высшим дзюдо» и «высшим айкидо»
является разницей в отдельных средствах решения одной и той же проблемы.
В отличие от других восточных видов борьбы атмосферу в зале, где
тренируются айкидоисты, можно назвать скорее «мягкой», чем «строгой».
Это, конечно, не означает, что ученики могут делать все, что им
заблагорассудится. Необходима осознанная дисциплина.
И вместе с тем атмосфера в зале наполнена душевным спокойствием,
взаимной доброжелательностыо, свободна от элементов агрессии и ненависти.
Ведь айкидо — оборонительное искусство, искусство гармоничных и
сдержанных людей.
Если во время тренировок ученик нетерпелив, неточён, изучает приемы
поверхностно, то в борьбе с «неподдающимся» противником он не справится.
И, как следствие, засомневается в эффективности искусства, напрасно
потеряет веру в него. Но именно неправильная тренировка является
причиной будущих неудач.
В тренировках традиционных школ айкидо много внимания уделяется
упражнениям, когда тренирующийся находится в неподвижности, в глубокой
тишине. В большинстве школ медитируют в позе дза-дзен, то есть сидя
на коленях с абсолютно прямой спиной и максимально расслабившись.
Умение пребывать в абсолютной неподвижности считается очень ценным
психологическим качеством. Вообще, древние мастера единоборств считали,
что атаку, как правило, начинает более слабый или менее рассудительный,
потому что первое движение в атаке является в то же время неосторожным
открытием защитной стойки.
Конечно, сохранить спокойную, выдержанную позу, особенно перед лицом
более сильного врага, нелегко. Однако это умение дает возможность
получить психическое и стратегическое преимущество без единого жеста,
а иногда даже полностью психологически подчинить себе противника.
Айкидо в исполнении мастера поражает своей эффективностью. Это поистине
пленительное искусство движения. Но айкидо также — чрезвычайно трудное
искусство, требующее работы, работы и еще раз работы и неиссякаемого
терпения. Для него не нужно иметь стокилограммовую фигуру, мощные
плечи, «накачанные» мышцы. Достаточно быть точным в движениях, ловким,
гибким.
Результативность мастера достигается после продолжительных тренировок
— в течение десяти и более лет. Такова, цена виртуозности.
Приемы айкидо трудно описывать. Их внешняя сторона мало о чем говорит;
их нужно чувствовать. Результат зависит от превосходного умственного
господства над собственным телом, утонченности восприятия и точности
движений, связанных с их автоматизмом. Потому трудно овладеть айкидо
по учебникам, нужно простонапросто «бросать и быть бросаемым» на
протяжении многих лет.
Первые годы тренировок не являются «безболезненными» как в прямом,
так и в переносном смысле этого слова. Приемы и падения причиняют
начинающим боль. То, что мастер делает нехотя, начинающий — через
силу. Требуется большая стойкость духа, терпение, высокая ответственность,
чтобы пройти этот период.
Как и в других видах восточных единоборств, в айкидо чаще всего
можно встретить людей, которые хотят научиться приемам, чтобы чувствовать
себя уверенно в критической ситуации. По опыту известно, что это
очень слабая мотивация, так как заключенное в ней желание легко
и быстро угасает в первые же месяцы тренировок.
Однако опытный учитель использует и эту мотивацию, ведь если ученик
усиленно работает с самого начала тренировок, если он получает хотя
бы небольшое удовлетворение, то возникает иная мотивация — восхищение
искусством, красотой движений, радость от первых успехов.
Но следует помнить, что период между угасанием первой мотивации
и рождением второй иногда растягивается на несколько месяцев. Именно
в этот период большинство занимающихся разочаровывается в тренировках
и прерывает их. Возможно, в большинстве случаев эти люди даже не
сознают, что они свернули с пути, оказавшись почти у цели.
|