Восточные боевые искусства
АЙКИДО
Приемы
В арсенале айкидо имеется более двух тысяч приемов, которые скорее
можно назвать техническими комбинациями. А если учитывать более
тонкие различия, то это количество можно увеличить в несколько раз.
Прежде всего, в айкидо обращается внимание на совершенно прямое
положение корпуса: условная линия, идущая от головы через позвоночник
до точки «тандэн», расположенной внизу живота, должна быть идеально
прямой и точно перпендикулярной земле даже при изменении позы.
Так же, как и в дзюдо, минимальное отклонение головы вызывает напряжение
шейных мышц, которое непроизвольно влечет за собой напряжение мышц
туловища, что неблагоприятно сказывается на точности действий.
Во многих видах боевых искусств общим элементом является положение
на коленях — дза-дзен. И это неудивительно. Оно получило широкое
распространение как в Японии, так и вообще в Азии. Кроме того, установлено,
что работа над приемами в положении на коленях удивительно улучшает
качество приемов в положении стоя.
Подобное явление известно и в современном спорте, например, в волейболе
продолжительная тренировка подачи левой рукой отлично улучшает работу
правой руки.
Физиологическое обоснование тренировок на коленях не совсем ясно.
Но можно допустить, что выполняя приемы в положении стоя, в особенности
с резкими движениями туловища— с перемещением, наклоном корпуса
или головы — мы вызываем такое состояние, что мозг получает настоящую
лавину информации о положении тела и его частей в пространстве.
Тренируясь в положении дза-дзен, идеально уравновешенном, без единого
движения, мы ограничиваем поток импульсов к мозгу. Благодаря этому,
легче можно выработать сложные рефлексы, базирующиеся на полученной
мозгом информации.
Целью айкидо является нейтрализация агрессивных действий нападающего.
К этой цели здесь ведут два пути:
• лишение противника свободы действий, что приводит к задержке атаки
или делает невозможным предпринять новую;
• броски, отдаляющие противника от защищающегося.
Возможны также комбинации, а также соединение их с атэми, т. е.
ударами, наносимыми в болевые точки тела. Функция атэми в айкидо
может быть двоякой. С одной стороны, удары используются для окончательного
обезвреживания противника, что имеет особое значение в борьбе с
несколькими нападающими.
С другой — применяются приемы, дезорганизующие атаку. В этом случае
они имеют характер легких, но очень быстрых коротких ударов в лицо,
шею, уши, и т, д. Нельзя сказать, что они наносят телесные повреждения,
но эффективно отвлекают внимание противника хотя бы на какую-то
долю секунды от предпринятого защитного действия.
Возможна комбинация обоих видов атэми. В некоторых системах айкйдо
руки «закаляют» таким же образом, как и в каратэ.
Есть еще одна важная деталь. Все приемы выполняются с использованием
хвата, при котором указательный палец не должен быть согнут, иначе
это вызовет «замыкание потока ки». Хват должен быть деликатным,-
мягким, без использования силы. Речь здесь идет о снятии ненужных
напряжений мускулатуры и даже об определенной утонченности приемов.
Теперь поговорим о конкретных приемах айкидо.
Кокю-наге
Описание приемов айкйдо мы начинаем с самого популярного броска
кокю-наге. Айкидоисты называют его также «Прием—20 лет» в память о том, что
именно столько лет продолжалась работа Уэсиба над совершенствованием
этого приема.
Принцип: вращаться вокруг с совершенным равновесием, вынуждая противника
бегать вокруг тебя. Левой рукой прижимаешь голову противника, опираясь
в висок или ухо, к твоему правому боку, но так, чтобы боль не вызвала
у противника стремление провести молниеносную защитную реакцию.
Вращающаяся спираль идет в направлении дуги все ниже и ниже; ноги
не успевают за туловищем, и нападающий делает все более быстрые
шаги, чтобы устоять. И вдруг ты мгновенно меняешь направление вращения.
Бицепс выпрямленной руки нажимает на шею противника. Его ноги бегут
с большой скоростью дальше, а туловище уже возвращается.
Сейчас только быстрый бег назад мог бы воспрепятствовать потере
равновесия. Наступает бросок. Следует подчеркнуть, что кокю-наге
фактически выполняют ноги, а не руки.
Кисти рук айкидоиста не согнуты. Во всех фазах он нажимает только
плоской ладонью или краем ладони. У нападающего нет выбора движений,
и если он ступит левой ногой вперед, то обязательно упадет лицом
вниз. Обрати внимание на рис. 6. На нем показан бросок кокю-наге в защите
от удара ножом сверху— айкидоист ни на минуту не зажимает кисть
в захвате.
Сихо-наге
Это также
один из основных приемов айкидо — бросок на четыре стороны. Противник
захватил изнутри левую кисть айкидоиста и тянет ее к себе. Айкидоист
отступает вправо наискось — так, как будто бы наносит удар кинжалом.
Правая рука его описывает обширную дугу и падает сверху на тыльную
сторону ладони нападающего.
Теперь наступает время быстрого поворота вокруг своей оси и перенос
тяжести на правую ногу — противник уже теряет равновесие. Айкидоист
тянет его плавно, наклоняя на спину.
Обрати внимание на ключевые элементы работы рук для сихо-наге. Следует
заметить, что руку нападающего нужно тянуть слегка вверх, так как
во время поворота айкидоист должен положить ее поверх своей головы.
После броска противника можно держать на земле, выкручивая болевым
приемом его запястье.
Ирими-наге
Это любимый прием многих айкидоистов. Одновременно с шагом вперед
айкидоис выполняет атэ-ми кистью руки в лицо — легкий, дезорганизующий
удар. Сразу же после этого он ныряет между руками противника и ставит
левую ногу за его ступнями. Далее следуют широкое движение левым
плечом вверх и бросок противника на спину.
Тэнти-наге
Это также весьма популярный бросок, известный также под названием
«Земля-небо». Это название происходит от того, что после выведения
противника из равновесия, устраняясь от линии его атаки (выведение
на периметр вращающегося шара), одна рука выполняет движение вниз,
другая — вверх.
Представь себе,
что ты крутишь огромный руль вправо. Важно то, что руки не тянут
и не толкают. Следует также обратить внимание на то, что именно
нападающий держит айкидоиста, а не наоборот. Здесь ключевое значение
имеет работа рук, а также момент начала приема и его плавность.
Достаточно вдруг быстро дернуть руку, чтобы нападающий среагировал
на это тягой и тем обрек себя на поражение.
Обрати внимание на прием тэнти-наге в самозащите от удара ножом.
Самым важным в этом приеме является уход от линии удара, позже
— захват рук нападающего. И снова айкидоист вращает большой руль
вправо.
Защита от удара ножом с выпадом.
После ухода с линии атаки наступает захват вооруженной руки и тяга
(мягко!). Миг. колебания равновесия и на этот раз сильное атэми
в лицо с целью минутного пресечения действий нападающего. И сразу
же следует идеально синхронизированная работа рук, бедер и ног,
которая подводит итог приема.
|