Восточные боевые искусства
ДЗЮДО
Творцом современного дзюдо был Дзигоро Кано, родившийся в 1860-м
году, а в 1881-м окончивший литературный коллегиум в Императорском
университете. Это был человек, типичный для своей эпохи. Влюбленный
в традиции и вместе с тем увлеченный модернист, он всегда стремился
соединить требования нового времени с историческим прошлым.
Именно Дзигоро Кано был основателем первого в Японии клуба баскетболистов
в 1878 году, он же был самым увлеченным исследователем систем рукопашного
боя. Путь Кано в боевые искусства начался с обучения в школе, которой
руководил X. Фукуда, ученик легендарного мастера джиу-джитсу Матаемона
Исо, о котором мы рассказывали в предыдущем разделе.
Кана рылся в библиотеках и букинистических магазинах, где скупал
самые разные старинные рукописи, в которых он искал следы древних
школ. В итоге Кано получил самое широкое представление о традициях
различных школ и о специфике их приемов.
Прежде всего он систематизировал собранный материал, потом исследовал
возможность создания самой большой системы джиу-джитсу (название
«дзюдо» появилось позже). Основной целью молодого исследователя
была обработка действенной системы и вместе с тем избавление от
старых, порой весьма жестоких, приемов. Тяжелые увечья или даже
смертельный исход Кано не привлекали.
Но Кано работал не только за письменным столом. Он понимал, что
основам, над которыми он трудился, нужны постоянные практические
испытыния. С этой целью он снимал в буддийском храме Эйседзи небольшую
комнату, в которой едва помещалось 12 матов татами размером 186
х 93 х 6 см каждый. В связи с тем, что джиу-джитсу как бы дискредитировало
себя в глазах современников, Кано назвал свою систему «дзюдо», что
в переводе означает «дорога кротости» или «мягкая дорога».
Со временем эта небольшая комната становилась все более популярной,
и вскоре Кано открыл большой зал на 100 матов в районе Койсикава.
Позже здесь был построен известный Кодокан — многоэтажное здание
с прекрасными спортивными залами. Само название «Кодокан» переводится
как «место, где выбирают правильный путь».
Работа над новой системой продолжалась до 1922 года. Все это время
Кано испытывал различные приемы, стремясь к тому, чтобы система
была как можно более простой по конструкции и наиболее практичной
в действии.
Незадолго до второй мировой войны Кано пытался заинтересовать Международный
олимпийский комитет новой спортивной дисциплиной. Но возвращаясь
в 1938 году с заседания МОКа, проходившего в Каире, он скончался
на корабле.
Мечта Дзигоро осуществилась только в 1964 году. Именно тогда дзюдо
вошло в программу Олимпийских игр на соревнованиях в Токио как национальная
спортивная дисциплина хозяев состязаний.
Дзюдо в понятии Дзигоро Кано является боевым искусством и системой
психофизического воспитания. Общим отличием дзюдо является принцип
использования в собственной стратегии силы защиты от атак противника,
а также ошибок его поведения, которые могут быть спровоцированы
действиями дзюдоиста. И в этом состоит значительное отличие дзюдо
от айкидо.
Обязательным для дзюдо является принцип: «максимум эффективности,
минимум энергии».
Как и в айкидо, принципиальное значение уделяется перемещению идеально
уравновешенного корпуса — прямая голова в естественном положении.
Движение выполняется, начиная от бедер вниз, другими словами, в
каждой фазе движения центр тяжести тела не должен выходить за пределы,
ограниченные точками опоры.
Согласно теории дзюдо, голова человека является тяжелой и «неудобно
расположенной». Небольшой наклон ее вызывает значительное перемещение
центра тяжести и ненужное напряжение. Причина недостаточной эффективности
действий дзюдоиста заключается в неправильном держании головы.
К важным теоретическим вопросам, связанным с положением, перемещением
и наклоном, относятся принципы применения силы. Один из них звучит
так: «толкай, когда противник тянет, тяни, когда он толкает». Искусство
состоит в том, чтобы начать свое действие на долю секунды позже,
но более энергично. Только таким способом тебе удастся приложить
дополнительную энергию к собственной силе противника.
Благодаря этому он теряет равновесие, «толкаясь в пустоту» или «ничего
не тянувши».
Чтобы спровоцировать противника на нужное для тебя движение, следует
использовать его непроизвольное противодействие как в физической,
так и в психологической области.
В физической: толкни противника, а долю секунды спустя он среагирует
непроизвольным сопротивлением, чуть-чуть наклоняясь вперед. Используй
этот момент на изменение действия силы и, когда наклон вперед достигнет
наивысшей фазы, — потяни. Конечно, именно чувство своевременного
момента реакции имеет здесь основное значение.
В психической: введение изменения в прием ведет к тому, что между
намерением и новым замыслом возникает короткая пауза — «инертность
намерения». Именно этот момент и является подходящим для решительного
окончания действия.
Очень важное значение имеет также состояние напряжения мышц плеч
— они должны быть полностью расслаблены. Большой палец в захвате
не участвует, он только прижат. По мнению самых известных мастеров,
этот способ захвата имеет основное значение для быстрого реагирования
на замыслы противника.
Зажим большого пальца мешает точности движения стоп. Расслабление
мышц рук не означает, что они, обессиленные, «приклеены» к телу
противника. Это говорит лишь о том, что они должны быть мягкими
и одновременно пружинистыми, как ветка вербы.
Чтобы эффективно толкнуть противника, находящегося очень близко,
достаточно поднять его так, чтобы со стоп была снята нагрузка тела.
В этот момент подсечение его не составит большого труда.
Благоприятные возможности атаки, наряду с выведением противника
из равновесия, возникают в ситуациях, когда используется момент
физической и психологической инертности, при хаотических движениях
противника, при чрезмерной его напряженности и т. п.
В дзюдо, как и в каратэ, деление движений на защитные и атакующие
необходимо лишь для упрощения терминологии и ясности изложения.
Защита в смысле простой нейтрализации намерений противника не должна
присутствовать, если появляется благоприятный для проведения повторной
атаки момент.
В борьбе врукопашную от падений следует защищаться любыми путями:
• вкладывать дополнительную энергию для того, чтобы опуститься в
ином положении, нежели это предполагал противник или подальше от
него;
• использовать все возможности для того, чтобы как можно дольше
оставаться в контакте с телом противника;
• если нельзя поступить по-иному, то поддаться внезапности броска
и подготовить любую конечность к удару (для боевого варианта дзюдо);
• ослабить результаты броска путем удара о пол всеми ступнями (применение
самостраховки).
|