Восточные боевые искусства
ДЗЮДО
Приемы
В последние годы распространилось мнение, что дзюдо по сравнению
с каратэ проигрывает как средство самозащиты. Каратэ действительно
является эффективным средством борьбы, но случаи его реального применения
достаточно редки, а превысить границы разумной самозащиты очень
легко.
Защищаясь с помощью приемов каратэ от, например, навязчивого пьяницы,
легко можно очутиться на скамье подсудимых. Поэтому опытные каратисты
в таких случаях предпочитают отказаться от драки или единоборства.
Каратэ годится в борьбе за жизнь, когда количество противников и
обстоятельства нападения создают в высшей степени серьезную угрозу.
А дзюдо располагает значительно большим репертуаром «мягких» приемов,
весьма убедительно воздействующих на противника. Чтобы убедиться
в эффективности дзюдо, стоит лишь попросить опытного дзюдоиста оказать
тебе сопротивление в течение нескольких минут на мате или паркете.
Опыт будет чрезвычайно поучительным, потому что почти каждый непосредственный
контакт оканчивается болезненным приземлением на полу. А это уже
через несколько секунд отбивает охоту к дальнейшему продолжению
борьбы, даже если дзюдоист борется по строго спортивным правилам,
то есть без перегибания мелких суставов, ударов и «недоведенных»
бросков.
Правда и то, что занятия спортивным дзюдо дают богатый опыт, совершенствуют
физическую подготовку, «чувство» противника, молниеносную работу
ног и владение собственным телом.
По мнению опытных экспертов, хорошо подготовленный дзюдоист в 99
случаев из 100 сможет справиться с напавшим на него хулиганом или
другим противником. Многие молодые люди оставляют занятия дзюдо,
недостаточно углубившись в его тайны, и ищут более легких и быстрых
результатов в каратэ. Корни этого явления, видимо, следует искать
в просмотре фильмов.
Но существует общее мнение крупнейших мастеров боевых искусств,
которое формулируется так: «Эффективность борьбы определяет не та
или иная система, а степень мастерства в овладении ее приемами.
Приемы — это всего лишь орудие, которое использует человек».
Теперь рассмотрим некоторые приемы дзюдо.
Прием той-отоси
Сделай оборот на пальцах левой ноги, а правую ногу и бедро выдвини
глубоко в сторону противника. Одновременно тяни его за правый рукав
и в том же направлении толкай его левое плечо. Старайся сохранить
положение равновесия.
Правой ногой заблокируй голень достаточно высоко, чтобы противник
не мог через нее перепрыгнуть. Помни о том, что левая рука тянет
противника косо вниз, а правая толкает и (что очень важно!) поднимает
вверх его левое плечо.
Все это легко выполнить, если спровоцировать противника таким образом,
чтобы он двигался вперед и вправо, например, путем легкого толкания
его назад и влево.
Прием иппон-сэои-наге
Правой рукой изнутри захвати левое предплечье противника, лучше
всего зацепи запястьем. Толкни его слегка назад и заставь, чтобы
он, спасая равновесие, сделал шаг назад.
Затем плавно повернись влево, забирая его руку вовнутрь. Возьми
его на спину (ноги при этом слегка согнуты в коленях), ударяя своими
бедрами о его бедра.
Стремительно нагнись вперед, одновременно выпрямляя колени, и брось
противника через правое плечо. Старайся, чтобы правая рука глубоко
вошла под мышку противника.
Прием уки-отоси
Отступая назад
приставным шагом, склони противника к тому, чтобы он следовал за
тобой. В момент, когда он будет ставить правую ногу, сделай большой
шаг и сильно потяни обеими руками.
Долю секунды спустя потяни левой рукой назад на себя. Сконцентрируйся
не столько на движениях противника, сколько на точной синхронизации
собственных движений.
Прием
суми-отоси
В начальной фазе движения значительно перенеси правую ступню назад
за левую таким образом, чтобы размещение стоп было в виде буквы
«Т». Согни колени и энергично шагни левой ногой вперед.
После выполнения описанных маневров ты окажешься сбоку от противника.
Левой рукой тяни, правой толкай — моментально выпрями ноги в коленях
и толкни бедра прямо вперед. Ни бедра, ни ступни не находятся в
контакте с противником. Бросок выполняется путем маневра собственным
корпусом.
Этот прием напоминает прием тэнти-наге из айкидо, что является свидетельством
общего источника происхождения этих видов боевых искусств.
|