Восточные боевые искусства
КАРАТЕ
Карате — это современное японское название целой
группы боевых искусств, отдельные элементы которой имели свои собственные
названия в зависимости от времени и места, где ими занимались. Наиболее
известные из них — кунгфу, пенчак, то-де и т.д.
Ведущие эксперты боевых искусств, в частности из Китая и Японии,
считают родиной каратэ Индию. Именно там для целей кулачной борьбы
была разработана методика закалки рук посредством ударов ими о каменные
плиты. Применялся также военный танец, который способом пантомимы
подражал движениям кулачных бойцов, а многократное повторение этого
танца явилось эффективным методом тренировок.
Рассказывают, что буддийский монах Бодхидхарма пришел или приплыл
в пятом веке нашей эры в Китай и после продолжительных странствий
остановился в монастыре Шаолинь в провинции Хэнань. Другие источники,
в свою очередь, утверждают, что этот монах через Цейлон и Тайвань
добрался до китайской провинции Фуцзянь и оттуда прибыл в монастырь
Шаолинь.
В монастыре Бодхидхарма ввел систему физических упражнений в первую
очередь с оздоровительной целью. Упражнения основывались на движениях,
напоминавших борьбу врукопашную путем нанесения ударов.
По-видимому, система Бодхидхармы оставалась гимнастикой до тех пор,
пока буддийские монахи не включились в политическую и вооруженную
борьбу. Случилось это примерно в середине четырнадцатого века.
Нельзя исключить и тот факт, что монахи, путешествующие по Китаю,
должны были давать отпор разного рода грабителям голыми руками,
то есть не применяя оружия. Еще более убедительным можно считать
следующий факт: крестьяне, угнетенные податями, доведенные до совершенной
бедности ростовщиками, часто бежали от своей незавидной судьбы и
находили пристанище в монастырях.
Поэтому понятно, что оскорбленные, обиженные, затравленные, они
охотно увлекались таким элементом монастырской дисциплины, как боевая
гимнастика Бодхидхармы. Отдельные приемы приобрели метафизическое
значение, и в них старались найти философскую символику.
То, что японское каратэ имеет китайские корни, на сегодняшний день
не подлежит сомнению. А среди многих учителей боевых искусств, которые
попали на Японские острова, особую роль сыграл учитель Гитин Фунакоси.
Обучать то-де (название каратэ войдет в употребление несколько позже)
он начал в школах на Окинаве — власти охотно пользовались его услугами
для устранения конфликтов среди молодежи из «модернистских» и «традиционных»
домов, так как он придерживался передовых взглядов и вместе с тем
был для молодежи символом «знамени» традиций.
Когда в 20-х годах в Токио была организована выставка-обзор боевых
искусств, Фунакоси был приглашен как представитель Окинавы. Кстати,
в этой же выставке участвовал и уже известный к тому времени Дзигоро
Кано.
Демонстрация то-де в Японии вызвала большой интерес, но на этом
дело не закончилось. Фунакоси уже упаковывал багаж, когда его навестил
художник Хоан Косуги (впоследствии иллюстрировавший книги мастера),
который вместе с группой друзей хотел бы научиться этому искусству.
Но в Токио не было человека, который мог бы стать их учителем.
В 1936 году были собраны средства для открытия первого зала — додзе.
Несколько ранее Фунакоси издал две книги о каратэ, которые принесли
ему большую популярность. Кроме всего прочего, автор книг добавил
к дикому боевому искусству философско-моральное толкование и приспособил
его к душевному складу японцев и специфике японской культуры. Многое
он позаимствовал из дзюдо (церемониал, систему иерархии степеней,
распорядок) и вообще из японских обычаев.
Такие постулаты как «каратэ не является приемом агрессии» и «в каратэ
нет первой атаки» стали девизом этого боевого искусства.
С точки зрения техники каратэ Фунакоси был близок к жестким приемам
то-де, базировавшимся на обороне-контратаке и на формальных упражнениях,
называемых ката, которым уделялось много времени и которые составляли
особую часть тренировки. Вольная борьба, состоящая в применении
инициативы в атаке, была запрещена. Фунакоси считал, что каратисту
вообще не нужно умение атаковать. «Каратэ не является средством
решения споров», — неоднократно подчеркивал мастер.
После окончания второй мировой войны американская администрация
запретила культивирование боевых искусств как носителей милитаристских
традиций. Но среди них не оказалось каратэ: американцы просто не
знали этого искусства. В результате создались условия для его широкого
распространения, в то время как другие виды борьбы, включая и дзюдо,
были запрещены.
Притягательность каратэ, по-видимому, основывается на предпосылках
физических и духовных:
• каратэ является видом физической активности, доступной почти всем
возрастным группам. Всесторонне формирует тело с упором на ловкость,
гибкость, двигательную координацию, динамику и точность движений;
• первая фаза тренировок учит верить в собственное тело, в его возможности,
что является одним из самых главных факторов хорошего самочувствия;
• вторая фаза позволяет выявить связь между телом и волей;
• третья фаза тренировок обращает внимание на тот факт, что овладение
гармонией движения имеет непосредственное тонизирующее влияние на
психику,
• четвертая фаза, во-первых, способствует осознанию преимущества
в борьбе со случайным неприятелем, даже вооруженным, что в значительной
степени освобождает человека от страха, а в итоге и от агрессии.
Во-вторых, позволяет с определенного расстояния смотреть на проблемы
современной жизни, отличать второстепенное от основного.
При помощи тренировок можно научиться находиться в расслаблении
вне времени в течение часа иди двух, что имеет чрезвычайную ценность
и воспринимается как одно из самых глубоких удовлетворении.
Современное каратэ можно разделить на четыре японских стиля, один
корейский, группу приемов, которые исходят из китайского кунгфу,
и группу малайско-индонезийских приемов. Прочие школы являются смесью
вышеуказанных или попыткой синтеза различных школ.
Японские стили.
Сетокан продолжает оригинальный стиль Гитина Фунакоси. Приемы короткие
и резкие, но скорее быстрые и точные, чем сильные. Движения бедер
являются ключом правильности всех приемов. Оборонительная атака
выполняется таким образом, чтобы у противника пропала охота к дальнейшей
борьбе без нанесения контрудара.
Продолжатели Фунакоси — сторонники оборонительной атаки и контрудара
как одного приема, выполненного в течение доли секунды.
Сито-рю еще большее внимание уделяет тонкости приема как основному
элементу эффективности в борьбе. Для данного стиля характерна борьба
с одним невооруженным противником. Уделяется внимание скорости и
опережению как в атаке, так и в обороне.
Стиль вадо-рю — это попытка использовать каноны айкидо и джиу-джитсу
в каратэ. Силу следует использовать как элемент собственной стратегии
борьбы. Схождения с линии атаки, неожиданные финты и контрудары
— характерные элементы вадорю.
Создатели стиля годзю-рю считают, что реальная борьба всегда значительно
труднее, чем условная, даже с сильным противником. Ведь ты не только
наносить удары, но и получаешь их. Поэтому нужно научиться принимать
наносимые удары и не бояться их — ведь можно результативно ответить
на любую атаку.
Типичный корейский стиль — таэквондо — смесь различных видов борьбы.
Основан в 50-е годы. Базируется на тонкости и живости приемов ног,
считая их более действенными, чем приемы рук. Каждый удар ногой
можно выполнить стоя, в прыжке или вращаясь в различных направлениях
вокруг своей оси.
Тренировки особо динамичны. Большое внимание уделяется традиции
и церемониалу, но в меньшей степени, чем в японских стилях.
Группа различных стилей под общим названием кунгфу использует главным
образом ловкость рук. Считается, что в настоящей борьбе приемы с
использованием ног очень рискованны. Кунгфу отбрасывает такие приемы
и считает, что ключом к успеху является скорее совершенство нескольких
основных приемов, чем поверхностное знание бохьг шого количества
защит и атак.
Особое внимание уделяется точности попадания. Обращается внимание
на то, что прямолинейные приемы только с виду имеют самый быстрый
путь. В действительности же, если измерить время, необходимое на
преодоление этого прямого пути, то окажется, что удар по дуге —
более короткий.
Малайские и индонезийские стили делают большой упор на акробатическую
ловкость в обороне и на точность в атаке. Движения по своей эффективности
приближаются к атакам и оборонительным реакциям зверей.
|